Главная  Мой профиль Выход RSSОфициальный сайт МБОУ "СОШ №71 г. Челябинска" 
Мобильная версия сайта

Беседа

«Сигналы (жесты) регулировщика»

( 1 класс)

 

Цель: Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения регулировщиком. Ознакомить с жестами регулировщика.

Словарь: пешеход, регулировщик, жест, жезл.

Содержание:

Вот стоит на мостовой

Рослый, стройный постовой.

Крутит, вертит головой

Всем прохожим говорит:

Путь сейчас для вас открыт.

Все прошли?

Теперь: внимание,

Знак другой

И путь закрыт!

Сейчас мы с вами поиграем в игру

«Кто лучше знает Правила движения»

Нужно объяснить детям, что, кто быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше знает правила дорожного движения. За каждый правильный ответ – кружок, вырезанный из плотной цветной бумаги. Побеждает тот, кто получит больше кружков. Будьте внимательны! 

(задаются вопросы)

 - А где ездят машины? (по проезжей части)

 - Где можно перейти улицу? (по переходу)

 - Что это такое? (показывая на знак Пешеходный переход)

 - Как вы узнали что это знак Пешеходный переход?

Правильно ребята! Переходить улицу надо только по пешеходному переходу, и поможет нам в этом светофор.

 - Кто знает стихотворение о светофоре?

«Для пешехода»

 

На светофоре – красный свет!

Опасен путь – прохода нет!

А если жёлтый свет горит, -

Он «приготовься» говорит.

Зелёный вспыхнул впереди –

Свободен путь – переходи.

 

 - На какой свет светофора можно переходить улицу? (на зелёный)

 - А если красный загорелся? (переходить нельзя)

 - Что нам жёлтый говорит? (внимание, приготовься)

 Правильно, а сейчас перейдём улицу.

Школьников делят на 2 группы. Подключается светофор. Одна группа переходит с одной стороны улицу у перекрёстка, другая – с другой. Переходят по сигналам светофора.

(Нужно делать замечания тем, кто нарушил правила перехода. Затем подсчитать количество кружков и наградить лучших знатоков правил).

Светофор отключается и появляется регулировщик (мальчик в форме постового).

 - Ребята, светофор не работает. Кто нам поможет перейти улицу? (Регулировщик).

Верно. Кто знает стихотворение о нём? (Дети читают стихи о регулировщике).

Регулировщик показывает жесты, а школьники наблюдают. При показе, нужно сопровождать объяснением, что означают эти жесты.

    Регулировщик, которого нередко можно увидеть на перекрёстке, управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя руками (часто держа в правой руке жезл) определённые жесты.

  Регулировщик обращён к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение всем транспортным средствам и пешеходам запрещено. Такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора.

  Если перегородил путь вытянутой рукой – тоже надо остановиться и подождать.

Поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре зажёгся жёлтый сигнал.

  Регулировщик обращён к водителям и пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены – автотранспорту разрешается движение прямо и поворот направо, трамваи движутся только прямо, пешеходам разрешается переходить проезжую часть (зелёный сигнал светофора).

Регулировщик может подавать и другие сигналы жестами рук, понятные всем участникам движения. Для нас, для пешеходов, сигналов немного.

   Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер – регулировщик, называется жезлом. Регулировщик – строгий хозяин, все его слушаются. А не послушаешься – он засвистит в свисток и взмахнёт полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.

Регулировщик «разговаривает» только жестами. Поворачивается влево и вправо, взмахивает палочкой – то поднимет её, то опустит. Иногда хозяин дороги даже показывает жезлом – мол, проходите, не бойтесь, я машинам путь закрыл, шагайте спокойно.

   А кое – когда и поторапливает: пожалуйста, побыстрее, не задерживайте движения.

   Если на перекрёстке стоит милиционер – регулировщик, посмотри на него внимательно. Все его жесты понятны. Он всегда придёт тебе на помощь. Для того он и вышел на перекрёсток, чтобы помогать водителям и пешеходам.

 

В конце беседы задаются проверочные задания и вопросы:

1. Можно ли переходить улицу при жёлтом сигнале светофора?

2. Какой сигнал светофора запрещает переход улицы?

3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

4. Как нужно переходить дорогу, где нет светофора?

5. Когда на дороге стоит регулировщик?

 6. Покажите жест регулировщика, который обозначает красный свет светофора? (жёлтый, зелёный).

 

 

Беседа

«Причины дорожно – транспортных происшествий»

(6 класс)

 

Цель: сформировать чёткое представление о причинах дорожно – транспортных происшествий.

Оборудование:

Плакаты дорожных ситуаций, макет дороги с перекрёстком в жилом микрорайоне.

Рекомендации к проведению беседы:

Что называется дорожно – транспортным происшествием?

(Чёткое определение найти самостоятельно).

Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо в 1769 году. Паровой автомобиль выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжёлой и неуклюжей машиной, и она врезалась в каменный забор. Котёл паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу. Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и число ДТП. Первое, официально зарегистрированное ДТП произошло 17 августа 1896 года в Великобритании. Автомобиль, двигавшийся со скоростью 6км/ч, совершил наезд на пешехода.

Почему же существует такое явление, как ДТП? Причин много, некоторые из них:

 - несовершенство автомобиля или его неисправность;

 - плохие дороги и несовершенное регулирование дорожного движения;

 - плохие погодные условия (туман, гололёд, ливень и т.д.)

  - низкая дисциплина участников дорожного движения (ДТП по вине водителя, или пешехода). И это в наше время основная причина.

Ежегодно в Российской Федерации в ДТП гибнет 35000 человек (каждое третье происшествие – по вине пешеходов), 1500 из которых – дети. И ещё около 20000 детей получают травмы различной степени тяжести.

Основными причинами являются:

 - переход дороги перед близко идущим транспортом в неустановленном месте;

 - неожиданный выход на проезжею часть из-за машин, кустов …;

 - переход дороги на запрещающий сигнал светофора;

 - игры и хождение по проезжей части;

 - управление велосипедом, мопедом, машиной не имея достаточных навыков и знаний правил дорожного движения.

Едва ли не каждый понимает, что знание правил безопасности движения, совершенно необходимо сегодня в повседневной жизни. Почему же, сознавая эту необходимость, дети так бездумно ведут себя на дороге? Обычно дети не готовы к опасности на дороге. Транспорт на проезжей части не может оказаться вдруг, дорога – законное место транспорта, вдруг автомобиль может появиться только на тротуаре. Но везде он является источником повышенной опасности.

    Запомните обязательно, если вы появились на проезжей части дороги внезапно, то даже самый опытный водитель при надёжных тормозах не может сразу остановить машину. Во-первых, автомобили едут на большой скорости;

Во-вторых, водители бывают неопытные, неосторожные, пьяные;

В-третьих, реакция у водителей разная. А если не исправные тормоза? И если всё же вы оказались посреди дороги и на вас мчится машина, то не надо суетиться и метаться из стороны в сторону. В этом случае остановиться, тогда водителю легче будет решить, с какой стороны вас лучше объехать.

     Но сейчас в наездах на детей виновность водителей с каждым годом снижается, а вина детей, к сожалению, растёт. В большинстве случаев причины ДТП с детьми связаны с недисциплинированностью, излишней смелостью, эгоизмом, желанием показать себя.

   Велико число несчастий с детьми – велосипедистами, особенно мальчиками. Такие происшествия случаются из-за неумения ребят достаточно твёрдо владеть своей двухколёсной машиной в потоке транспортных средств, потери управления из-за испуга.

   Основная причина ДТП с детьми проста: они переносят привычки, навыки приобретённые в быту  на проезжую часть. Многим кажется, что красный свет – стой, зелёный переходи, посмотри налево, потом направо, переходи в установленных местах – едва ли не вся мудрость движения по улицам современного города. Мы просто не замечаем многих неправильных навыков (придумать к каждой «бытовой» привычке возможную дорожную ситуацию – «ловушку» и разобрать её используя макет дороги с прилегающей территорией):

 - выбегать, не глядя из-за предмета;

 - небрежно смотреть по сторонам;

 - начинать движение не оглядевшись;

 - оценивать обстановку без поворота головы;

 - отступать, делать шаг назад не глядя;

 - оглядываться, когда вас позовут;

 - двигаться бегом, непрерывно, не останавливаясь;

 - двигаться по кратчайшему пути;

 - совмещать движение с оживлённой беседой;

 - спешить и небрежно держать родителей за руку.

   Тротуар отделён от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из них свои законы. В первом дети проводят львиную долю своего времени, и все привычки, приобретённые в быту, переносят на дорогу. С этим надо бороться.

Контрольные вопросы после беседы:

1.      Какие вы знаете причины ДТП с детьми?

2.      Почему запрещается детям устраивать на проезжей части игры, катание на самокатах, велосипедах (до 14 лет), санках, коньках, лыжах?

3.      Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

4.      Чем опасны игры детей рядом с проезжей частью пустынной улицы?

5.      Какие «бытовые» привычки обычно дети переносят в поведении на проезжей части, и нужно ли от них избавляться?

 

 Беседа – урок

«Перевозка грузов»

(9 класс)

 

Цель: пользуясь ПДД, изучить правила перевозки грузов. Научить решать дорожные задачи.

Оборудование: брошюры по ПДД, задачи.

 

Рекомендации к проведению:

I. Самостоятельная работа.

1.Какой груз по весу можно перевозить на транспортном средстве?

(Груз не должен превышать величин, установленных предприятием – изготовителем для данного транспортного средства).

2. Что дожжен сделать водитель, перевозящий груз, до начала движения?

(Обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.)

3. При каких условиях допускается перевозка груза?

(Если груз не ограничивает обзор водителю; не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства; не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствуют восприятию сигналов, подаваемых рукой; не создаёт шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

4.     Что должен сделать водитель, если размещение и состояние груза не удовлетворяет требованиям Правил?

Обязан принять меры к устранению нарушений Правил либо прекратить дальнейшее движение.

5. Какой груз обозначают знаком «Крупногабаритный груз»?

    Выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня.

      6. Как должен быть обозначен крупногабаритный груз в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости?

    Кроме знака «Крупногабаритный груз», фонарь или световозвращатель спереди – белого цвета, сзади – красного.

II. Решение дорожных задач.