Главная  Мой профиль Выход RSSОфициальный сайт МБОУ "СОШ №71 г. Челябинска" 
Мобильная версия сайта

Проявление и развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Так, дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, что крайне важно при проработке травмы.

Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правила, отсутствуют катартические элементы, то есть дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему человеку это очевидно.

Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.

У детей имеют место тревожные мысли неосознаваемого содержания, вызванные травматическими переживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д.

Острота реакции ПТСР может зависеть от нескольких факторов:

1.                                   Степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в заложники, среди заложников были родные и близкие, следил за событиями по телевизору).

2.                                   Индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков совладания).

3.                                   Наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).

Обозначим общие для всех возрастов реакции на травмирующее событие.

Физические реакции: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывисты сон, слишком долгий сон или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы, обострение хронических заболеваний, психосоматика.

Поведенческие реакции: поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).

Когнитивные реакции: трудности с концентрацией и переключением внимания, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется), снижение академической успеваемости.

Личностные реакции: изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей – физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказался опасным и несправедливым.

Эмоциональные реакции: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло. Злость.

 

 

 

 

 

 

 

Действия школьного психолога и учителя в оказании помощи детям.

1.                                   Самое важное – справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева. Без этого учитель вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям.

2.                                   Поддержка. Восстановление чувства безопасности и доверия. Помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладания. Мир для него никогда не будет тем же, но и новый мир может стать безопасным и уютным, иметь будущее.

3.                                   Помочь родителям ребенка. Нередко во время таких трагедий школьный психолог становится психологом для всего сообщества, оказывая помощь населению.

4.                                   Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не бояться пауз. Иногда важно просто быть рядом.

5.                                   Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и все будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас человек чувствует совсем другое.

6.                                   Выявить детей группы риска, при необходимости направить к специалисту.

 

Основные методы оказания психологической помощи детям.

 

Разговорные методы: дать возможность ребенку высказываться, но не принуждать, не торопиться и не торопить, не бояться пауз. Дать понять, что ожидается и чего можно ожидать. Спросить, где он был во время трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел, чувствовал (по всем модальностям) в этот момент. Что делал, как реагировал, что испытывал? Что они думают, ощущают в отношении того, что произошло?

Рисуночные методы: дети не осознают, что их рисунки отражают их мысли и чувства, поэтому при рисовании минимально используют защитные механизмы. Рисование всегда являлось активным средством психотерапии для работы с детьми. Оно применяется с целью установления контакта с ребенком, общения, переживания инсайта и разрешения эмоциональных конфликтов, также оно дает возможность психологу через символы понять, что происходит с ребенком. Использование рисунков в психотерапии детской травмы способствует более эффективному приспособлению ребенка к реальной жизни и личностному росту. Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки. Краски используют в меньшей степени. Травматизированные дети от 4 до 10 лет используют основные цвета, в то время как более старшие дети могут рисовать все в одном цвете, сильно проблемные дети выбирают более темные цвета и оставляют пустые пространства на бумаге, дети с выраженной агрессией часто заходят за края бумаги.

Варианты проведения терапии:

1.  Предложить ребенку нарисовать лучшее, что с ним произошло сегодня или в течение недели; либо нарисовать худшее, что с ним произошло.

2.  Предложить ребенку нарисовать свою семью; нарисовать свою семью в какой-то обстановке.

3.  Предложить нарисовать своего лучшего друга, самого близкого взрослого.

4.  Предложить нарисовать свою мечту, свое желание.

5.  Использовать вырезки из журналов, создать коллаж о самом себе.

6.  Нарисовать дорогу своей жизни: препятствия, барьеры, места для отдыха и т.п. Показать, где на этой дороге ребенок находится сейчас и где хотел бы оказаться.

7.  Психолог рисует линию (прямую, кривую, зигзаг) и просит ребенка создать из этой линии рисунок. Затем ребенок рисует линию, а психолог заканчивает рисунок.

Процедура проведения терапии:

1.  Попросить ребенка поделиться своими чувствами и переживаниями во время рисования.

2.  Попросить ребенка рассказать об уже законченном рисунке.

3.       Задать ребенку вопросы открытого типа о каких-то деталях рисунка, сделать детали более четкими, очевидными, рассказать о формах рисунка, цветах, изображенных людях и объектах.

4.       Попросить ребенка описать рисунок, используя местоимение «я», как если бы ребенок стал этим рисунком – «Я это рисунок, я весь закрашен красным цветом…».

5.       Сконцентрировать внимание ребенка на каких-то деталях рисунка: «О чем думает этот кружок?», «А что он собирается делать» и т.п.

6.       При необходимости задать вопрос: «На кого ты больше всего похож на этом рисунке?».

7.       Предложите ребенку провести диалог между двумя частями рисунка, например, между дорогой и школой, между счастливым человечком и несчастным человечком.

8.       Предложите ребенку обратить внимание на выбранные им цвета «А что яркие (или темные) цвета означают для тебя?», «Похоже на то, что для тебя было очень важно закрасить это черным цветов».

9.       Следить за голосом ребенка, его позой, выражением лица, дыханием, молчанием. Молчание может означать переживание, осмысление, воспоминание, тревогу, страх или осознание чего-то.

10.  Работать над идентификацией ребенка по мере описания им рисунка: «В каких ситуациях ты чувствовал себя подобным образом?», «Что похожее было в твоей жизни на события, изображенные на рисунке?».

11.  Обращать внимание на пропущенные детали или пустые места на рисунке и обсуждать это с ребенком.

12.  Начинать процесс обсуждения с того, о чем легче всего говорить ребенку, постепенно переходя к более трудным и болезненным моментам.

Обязательно:

1.       Предоставлять полную свободу выражения.

2.       Безусловно принимать ребенка таким, какой он есть.

3.       С уважением относиться к уровню развития ребенка.

4.       Обеспечить чувство безопасности у ребенка.

5.       Внимательно следить за процессом.

Ни в коем случае:

1.  Не торопить.

2.  Не оценивать.

3.  Не давить командами или инструкциями.