Главная  Мой профиль Выход RSSОфициальный сайт МБОУ "СОШ №71 г. Челябинска" 
Мобильная версия сайта

Бродяжничество – проблемы детей или родителей?

С недавнего времени в детприемниках и социально-реабилитационных центрах стало больше юных жильцов, мы снова пытаемся пересчитать брошенных и найти способы решения проблемы безнадзорности и беспризорности. Разница в этих терминах такая: безнадзорные дети - это те, кто лишен воспитания и опеки родителей, а беспризорники и жилья не имеют.

Также существуют и склонные к бродяжничеству - они проживают вместе с родственниками, но ведут «уличный» образ жизни. Кстати, несмотря на то, что источником безнадзорности всегда были неблагополучные семьи, некоторые патологически склонные к бродяжничеству дети по своим социальным признакам вовсе не принадлежат к категории семей «трудных».

Вот такой пример: сотрудники правоохранительных органов задержали 360 детей, праздношатающихся по городу. Только 11 из этого числа оказались настоящими беспризорниками. Остальные же, как выяснилось, просто прогуливали школьные занятия.

Что же происходит с нашими детьми? Почему беспризорников и детей, без надзора стало сейчас больше, чем после Великой Отечественной войны? Почему мы, родители и старшее поколение допустили это? «Все мы родом из детства», «Всё - и хорошее, и плохое - человек получает в семье» - эти прописные истины известны всем.

Родители для ребенка выступает:

Во-первых, - источником эмоционального тепла и поддержки.

Во-вторых - властью, высшей инстанцией, распорядителями благ.

В-третьих, - образцом и примером для подражания.

В-четвертых, - другом и советчиком.

Что сейчас на самом деле происходит в сознании родителей?

Эмоциональные связи родителей и детей разрываются и заменяются или вытесняются связями с другими, между родителями и детьми с каждым днем растет стена непонимания.

Родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своих детей, те нормы и ценности, на которые ориентируются они, становится чужими для их детей. В основе отчуждения лежит нежелание родителей заметить изменения в ребенке, принять их и перестроить свои взаимоотношения. В нас говорит слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность, принуждение, т.е. родители, отказываются менять что-либо в себе, но очень хотят изменить и подчинить своей воле ребенка. Все это ведет к изменениям в психике и как следствие в поведении ребенка. У детей происходит самоотрицание, они не контролируют свои импульсы, что ведет к конфликтам с окружающими, плохому самообладанию и неумению справиться с трудными ситуациями. Ребенок очень быстро теряет интерес к семье, к учебе, неразборчивость в связях, неумение держать дистанцию, а также неудовлетворенный «Я - идеал» и способствует приобщению к антисоциальным группам и бродяжничеству.

Все это дает нам рост преступности именно среди детей бродяжек и других подростковых группировок. Примерно 5% всех правонарушений совершают дети до 12 лет, а остальные подростки 15-17 лет.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому родители должны четко усвоить - ребенок - это не ваша собственность, это совершенно отдельная и самостоятельная единица вашей жизни. Поэтому, как только вы, уважаемые родители, начали замечать, что в ваших отношениях с детьми появилось напряжение, срочно принимайте меры для выяснения причины. Особенно в подростковом возрасте, когда все реакции обострены, никогда не знаешь, что вызовет у .подростка бурную реакцию. И обратите внимание - эти бурные реакции возникают в ответ на те неприятности, которые выводят из себя и вас, взрослых. Относиться к детям нужно так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Сталкиваясь с проблемами в поведении наших детей мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и обратная связь - ребенок, сталкиваясь с проблемами в поведении родителей испытывает негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх и огорчение.

Как помочь вам, родители, эффективно взаимодействовать с детьми, чтобы они чувствовали себя с вами спокойно и уверенно, чтобы были для них самой авторитетной группой и самой веселой компанией? Вот несколько рецептов:

·         слушайте своего ребенка;

·         проводите с ним как можно больше времени (игры, совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совместные прогулки; совместные покупки совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи);

·         делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

·         если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;

·         следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе "CТОП" и посчитайте до 10;

-не прикасайтесь к ребенку;

-лучше уйдите в другую комнату;

-отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);

-в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;

-дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;

·         если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я - сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

-«Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;

-«Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;

-«Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

·         в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:

-сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;

-примите теплую ванну, душ;

-выпейте чаю;

-послушайте любимую музыку;

-просто расслабьтесь, лежа на диване;

-используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка;

·         старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев эмоциональный срыв:

-не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого - управляйте собой.

Вот эти советы - это самое малое, что мы можем сделать для того, чтобы наши дети не жаждали вольницы, не рвались ночевать пусть и в теплом коллекторе или подвале, но без взрослых указок и всяких там школ с занудными учителями. Конечно, это общие рецепты, а наш каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально. Для решения конкретной проблемы обращайтесь к нам, и не забывайте, всякая перестройка должна начинаться с самого себя.