Главная  Мой профиль Выход RSSОфициальный сайт МБОУ "СОШ №71 г. Челябинска" 
Мобильная версия сайта

После катастрофы некоторые дети могут:

       огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;

       могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;

       стать более активными и беспокойными;

       бояться, что катастрофа повторится. Они могут спрашивать многократно: "Когда это случится вновь?";

       беспокоиться, как они смогут выжить, что может случиться с ними;

       бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;

       ведут себя так, как будто они младше, чем на самом деле, могут опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;

       иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;

       быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;

       легко огорчаться и плакать;

       чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;

       чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;

       отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;

       пугаться громких голосов, дождя, грозы;

       не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.

Некоторые дети могут никогда не проявлять дистресса, потому что они не чувствуют себя огорченными. У других детей могут быть проявления дистресса спустя несколько недель или месяцев после события.


Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами

       Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.

       Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.

       Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога, беспокойство? Очень полезным может быть повторение слов ребенка. Например: "Ты боишься, что...". Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.

       Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

       Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

       Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.

       Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т.п.

       Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.

       Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать.

       Если вы не справляетесь и вам нужна помощь, свяжитесь со специалистами.


В жизни детей всегда случаются кризисы, однако будут ли они оказывать на детскую психику травмирующее воздействие, отчасти зависит от учителей и воспитателей. Содействие ребенку во время катастрофы и сразу после нее может значительно ослабить долговременные последствия посттравматического кризиса.