Главная  Мой профиль Выход RSSОфициальный сайт МБОУ "СОШ №71 г. Челябинска" 
Мобильная версия сайта
Главная » Статьи » Готовимся к педсовету » Компетенции

Формирование информационной компетенции школьников на уроках математики
 (Из опыта работы).
Сегодня я хочу поделиться опытом формирования у школьников ключевых компетентностей, приемов и методов, направленных на воспитание творческого, самостоятельного, ответственного, коммуникабельного человека через формирование информационной компетентности школьников.
Являясь преподавателем математики сельской школы, понимаю, что задачу подготовки специалистов немыслимо решить без использования современных информационных технологий. Поэтому считаю, что формирование у школьников информационной компетентности является путем к достижения нового качества образования.
На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным.
Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача – научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные задания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации; оценки информации, создания информации.
Одной из важнейших задач современной системы среднего образования является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. Приобрести навыки эффективного использования информационных технологий в самых различных сферах жизни учащиеся могут лишь, когда учебный процесс компьютеризирован: используются интерактивные модели изучаемых явлений, процессов и объектов; учащиеся различных учебных заведений активно взаимодействуют в рамках совместных программ.
Использование интерактивных технологий в моей работе дает возможность вывести на новую ступень качество обучения, ликвидировать "образовательное неравенство" сельских школьников, а мне лично - значительно повысить свой профессиональный уровень.
Поэтому основной целью своей работы считаю формирование у школьников информационной компетентности для выработки умения добывать нужную информацию с помощью сети INTERNET и других источников, а так же передавать ее.
С октября 2006 года мне посчастливилось работать в проекте национального фонда подготовки кадров «Обучение с использованием INTERNET для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» в качестве сетевого преподавателя по математике. Данная возможность позволяет мне как учителю математики обучать школьников с помощью сети INTERNET. Перед школьником, обучающимся по данной программе, открывается широкая возможность получения качественного образования, пользуясь ресурсами Интернет-школы. Мои ученики- дети из разных населенных пунктов, собранные в один виртуальный класс. Я общаюсь с ними с помощью сообщений, провожу ON-LAIN уроки и консультации, проверяю и оцениваю «домашние работы» и «задания с открытым ответом».
Проблему формирования информационной компетентности учащихся своей школы решаю с помощью современных мультимедиа и гипермедиа технологий. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методические подходы в системе образования. Так, широко использую в своей работе информационный ресурс по подготовке школьников к экзамену по математике, который находится в сети INTERNET (http://www.uztest.ru). Составляя индивидуальные тематические тесты по математике, облегчаю себе работу при проверке работ, повышаю эффективность качественной подготовки школьников к ЕГЭ. Ученики, выполняя тесты, формируют свою информационную компетентность, так как, чаще всего в процессе выполнения заданий сталкиваются с необходимостью найти важную информацию для решения задачи, пользуясь ресурсом данной программы.
Использую в работе мультимедийные учебники. Интерактивные технологии значительно расширяют возможности предъявления и усвоения информации за счет реализации принципа мультимодальности. У школьников задействованы различные каналы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный, кинестетический. А мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы – текст, звук, графику, фотографии, видео. Это создает мультисенсорную среду, которая более глубоко и разносторонне воздействует на человека. Кроме того, интерактивные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью интерактивных технологий их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы.
В целях закрепления материала предлагаю учащимся создание компьютерных презентации в программе: «Power Point». При создании презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, создавая собственный «мини-учебник» по данному материалу, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Обращаю внимание на структуру презентации, в которой необходимо выделить основные моменты, тем самым, обучаю школьников связной структуре передачи и закрепления информации. На собственном опыте убеждена, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением. Школьники успешно выступают на научно-практических конференциях, исследуя геометрические закономерности. Пользуясь математическими программами, успешно справляются с задачами построения графиков, таблиц, диаграмм. Коллекцию презентаций исп Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача – научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные задания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции информации; оценки информации, создания информации.
В формировании данной компетентности особую роль имеет умение работать с учебником. Часто, причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения учителя. И не удивительно, объясняя материал, учителю нужно учесть психологические и интеллектуальные способности каждого ученика. Вот тут то и пригодится данная компетентность ученика – информационная. Развивать которую, следует с помощью умения общаться с различными информационными источниками, и самое главное – с учебником.
Мои уроки математики построены следующим образом: накануне изучения новой темы учащимся предлагается изучить данный параграф. Чтоб проконтролировать чтение текста, учащиеся составляют вопросы для учителя, если что-то непонятно. А также вопросы для других учеников с ответами. Вопросы предлагается составлять разные: теоретические и практические, проблемные вопросы и вопросы развивающего характера. Урок начинается с обсуждения изученного дома, еще раз проговаривается и составляется с помощью учащихся алгоритм действий. Для закрепления проводится работа по вопросам учащихся. Здесь можно опрос разнообразить. Но, так или иначе, в роли учителя выступает ученик, задает вопросы и оценивает ответы. Чаще всего ученики отвечают друг другу в парах, а после заслушивают правильный ответ.
Информационная компетентность позволяет учащимся обучаться на высшем уровне, и ученик сам добывает знания, а учитель как дирижер только направляет его в нужное русло и помогает развивать интеллектуально.
Категория: Компетенции | Добавил: kga-galina68 (2010-02-28)
Просмотров: 1530 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]