Главная  Мой профиль Выход RSSОфициальный сайт МБОУ "СОШ №71 г. Челябинска" 
Мобильная версия сайта
Главная » Статьи » Готовимся к педсовету » Компетенции

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.
(научно-методическая статья)  

  Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

     Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

У учащегося формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

    Выделяются следующие виды компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

    Работая второй год над темой самообразования «Формирование компетенций на уроках математики в 5-11 классах» хочу поделиться опытом по формированию учебно-познавательной компетенции у учащихся на своих уроках и во внеучебной деятельности.

    Как известно, роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень велика: он обладает возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

    Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Т.е., стараюсь  перевести  школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

    Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

   И здесь на помощь приходят  игровые моменты, вносящие  элемент  занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я использую игры «Лесенка», «Поле чудес» или «Угадай слово», «Лабиринт», «Молчанка» и многие другие.

   Приведу примеры нескольких  игр, проводимых мной в 5 классе.

1. Игра  «Угадай слово» используется мной обычно при  закреплении материала

по любой теме курса математики 5-6 классов. Например, тема «Сложение и вычитание смешанных чисел».  Дается задание: Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.

               

 
 

 

   

    Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро  включаются в деятельность, стараются  не  ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.

2. Игра «Лабиринт» используется в основном на этапах самостоятельной работы учащихся. В зависимости от темы она может видоизменяться, иметь групповую форму.

Например в 5 классе на этапе устного счета мною дается задание: Точка отправления – правый нижний угол. Нужно выйти в левом нижнем углу, избрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в клеточках на вашем пути составила 45. Двигаться можно только по горизонтали и вертикали.

    

3

2

7

9

5

1

4

3

1

9

1

7

2

6

8

9

5

3

2

1

1

5

7

4

3

Правильный ход:

3+1+8+6+2+3+4+7+1+9+1=45

 

 

              

 

 

     Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.

1. В 5 классе при решении геометрических задач предлагаю решить задачу: На раскопках древнего города найдены остатки истлевшего от времени ковра. Восстановите ковер, если известно, что он прямоугольной формы, а  точка О- точка пересечения диагоналей этого прямоугольника.

2.  Раздаю учащимся  развертки многогранников  и даю задание – собрать модель многогранника и  исследовать его простейшие свойства. Результаты исследования оформить в таблицу.

3.   При изучении темы «Окружность» в 6 классе на заключительном этапе урока обсуждаем  тела вращения и их сечения. Можно задать вопрос: «Какие тела вращения вы знаете?» ( Это конус и цилиндр). Дома вам предстоит провести эксперимент и определить, что же получится в сечении этих геометрических тел и заполнить таблицу.

     

СЕЧЕНИЯ КОНУСА И ЦИЛИНДРА.

Проведи дома эксперимент и зарисуй сечения геометрических тел.

Тебе есть подсказка ( сколько клеточек в таблице, столько и различных сечений ты должен получить).

 

КОНУС

 

 

 

 

ЦИЛИНДР

 

 

 

 

Исследование провел ______________

 

Класс_________________________

 

Оценка_______________________
            

 4. Можно предложить учащимся одну и ту же геометрическую задачу решить различными способами, это также вызывает у учащихся большой интерес. Например, в 9 классе, при повторении решаем такую задачу: «В равнобедренном треугольнике основание равно 10 см, а боковая сторона равна 13 см. Найти радиусы вписанной и описанной окружности».

Не последнюю роль в формировании познавательной деятельности играет развитие творческих способностей учащихся. С 5 класса даю такие задания: написать сочинение, придумать сказку или стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка. Благодаря творческим заданиям, развиваю у учащихся умения самостоятельной творческой работы, вызывая мотивацию к учению, интерес к предмету.

В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста, успеха, самопознания личности  - использование на уроках компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование, все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала. Такие уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность ученика, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. В процессе интегрированных уроков вырабатывается у школьника умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, он не замечает что учится – он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

    При развитии логического мышления большое внимание уделяю решению нестандартных задач. Будучи молодым специалистом, натолкнулась в газете «Математика» на один из возможных способов приобщения учащихся к решению нестандартных задач – годовой конкурс решения задач, целью которого являлось не только научить ребят решать конкретные задачи, но и самое для меня главное, помочь учащимся приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи. Решила попробовать в 5 классе. В течение года один раз в неделю посвящала урок математики только решению нестандартных задач. Добилась того, чтобы решение задач стало привычным делом для учащихся. Дала им возможность поверить в свои силы. И данная работа не оказалась бесполезной. У многих учащихся постепенно возрос интерес к математике, повысилась активность на уроках и во внеклассной работе. Постепенно мой опыт по работе с нестандартными задачами совершенствовался, изменялись и добавлялись новые задачи. Дети перестали бояться незнакомых задач и с удовольствием участвуют в олимпиадах различного уровня. Появились победители и призеры.

Так как я работаю в небольшой школе, то во внеурочной работе приходится учитывать специфические особенности, такие как, отсутствие параллельных классов, небольшая наполняемость классов, а следовательно небольшое количество детей, интересующихся математикой и желающих ею заниматься во внеурочное время, участие в олимпиадах одних и тех же учащихся, что является для них очень большой нагрузкой. Поэтому здесь большой воспитательный эффект в развитии познавательного интереса имеют массовые формы внеурочной деятельности. Одной из них является декада математики с охватом всех учащихся 5-11 классов, в которой я лично предпочитаю активно участвовать. В рамках декад мною были проведены  игры  «Математик-бизнесмен», «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником?», «Звездный час» и др. Все это не проходит бесследно и с каждым годом все большее количество учащихся активно принимают участие в такого рода внеклассных мероприятиях.

 Используя приобретенный опыт решения нестандартных задач и собственный опыт участия в олимпиадах разного уровня некоторые учащиеся уже с 7 класса входят в состав детского жюри по решению, разработке критериев оценивания и проверке олимпиадных работ учащихся 5-6 классов городской интеллектуальной олимпиады «Эврика». Двое учащихся провели большую исследовательскую работу по теме «Исследование демографической ситуации г.Мирный» и представили ее на региональной НПК «Шаг в будущее».

   Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

Категория: Компетенции | Добавил: kga-galina68 (2010-02-05)
Просмотров: 4312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]