Главная  Мой профиль Выход RSSОфициальный сайт МБОУ "СОШ №71 г. Челябинска" 
Мобильная версия сайта
Главная » Статьи » Готовимся к педсовету » Компетенции

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Т.Ю. Четина
Профессиональный лицей № 1
664001, Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 6
tchetina59@mail.ru

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
Проведя теоретический анализ основных подходов (Байденко В.И., Дахин А.Н., Ибрагимов Г.И., Зимняя И.А., Селевко Г.К., Усова А.В., Хуторской А.В., Шишов С.Е., и др.) к пониманию сущности понятия ключевые компетенции, позволяет нам принять в качестве рабочего такое определение.
Ключевые компетенции - это умения и навыки, значимые для любой области деятельности: учебы, работы, социальной и бытовой сферы. Они являются универсальными и применимыми в разных жизненных ситуациях.
Сегодня необходимо, чтобы выпускники системы общего и довузовского профессионального образования были готовы вести конструктивный диалог, активно работать в команде, могли использовать современные информационные технологии, мобильно действовать в условиях неопределенности.
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы учащийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. А это требует создания условий и определения организационных форм и методов работы для формирования ключевых компетенций.
Главное пространство, в котором протекает образовательная деятельность в учебном заведении - это урок во всех его проявлениях.
Как же использовать применение различных форм и методов обучения для развития ключевых компетенций?
Прежде всего, несколько слов о формах и методах обучения.
В настоящее время разработано множество форм, при этом каждая из них раскрывает ту или иную сторону организации обучения.
Анализируя основные организационные формы обучения в истории педагогики и образования, и рассмотрев мнение авторов, следует отметить, что формы обучения имеют различную классификацию. Опираясь в своей работе на исследования В.К. Дъяченко, И.Б. Котовой, И.Я Лернера, Х.Й. Лийметса, Б.Т. Лихачева, В.С. Селиванова, В.П. Стрезикозина, И.М.Чередова, Е.Н. Шиянова и других, мы можем отметить следующее. Общие организационные формы обучения, такие как фронтальные, индивидуальные, групповые и коллективные, охватывают весь учебный процесс.
Применение общих форм в соответствии с конкретными специальными, целями обучения дает множество конкретных, или специальных форм организации учебновоспитательной работы: урок, лекция, семинар, общеклассные, кружковые или факультативные занятия, коллективные творческие дела (КТД), экскурсии консультации, зачеты, экзамены, собеседования, учебные конференции и т.д.
Учитывая, что в изученной нами литературе, общие формы обучения представлены разными классификациями и делениями, в нашем видении классификация общих форм может быть представлена следующим образом.
Мы определили три общие организационные формы обучения: общегрупповая, индивидуальная работа и сотрудничество в группе (см. схему).

При этом общегрупповая работа проявляет себя, как фронтальная работа (1) с более чем 15 учащимися. Учитель одновременно работает со всем классом или учебной группой, руководя однотипной деятельностью обучающихся, которые при этом являются только слушателями. Это может быть лекция, общий классный час или другой метод, где максимальна роль учителя.
Индивидуальная работа может проходить в двух видах. Это деятельность учителя с одним учащимся и самостоятельная работа самого ученика (2). В первом случае, весь изучаемый материал рассказывает и объясняет учитель. Роль самого ученика достаточно пассивна, он готовится и отвечает по заданным вопросам. Во втором случае (3), учащийся полностью берет ответственность за свое обучение. Учитель определяет только тему, может выдать задание, наблюдает и корректирует процесс обучения. Учащийся самостоятельно ищет и изучает тему, обращается к учителю в процессе затруднения.
Сотрудничество в группе может проходить в парах сменного или постоянного состава (4) (в зависимости от учебно-воспитательной цели), а также и при групповой работе в малых группах на уроках и во внеклассной деятельности (5). В малых группах от 4-7 и 9-12 человек. При этом состав групп постоянно меняется. КТД – коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы.
При этом работа в парах может осуществляться как самостоятельно, так и входить в групповую работу.
Таким образом, выделив данную классификацию общих организационных форм обучения, мы можем сказать, что на уроке могут использоваться все общие формы работы.
В учебной деятельности многие педагоги для развития ключевых навыков сотрудничества используют сочетание общих форм обучения, таких как фронтальная и индивидуальная работа с групповой работой на уроке.
Мы предлагаем обратить внимание на ряд форм и методов обучения, отмечая при этом факт, что в педагогической литературе один и тот же метод может быть встречен под разными названиями, а также может быть обозначен и как форма.
Нами выделяются следующие методы активного обучения, позволяющие развивать ключевые компетенции: метод учебного сотрудничества, деловая игра.
Рассмотрим метод учебного сотрудничества. В условиях этого метода особое значение приобретает организация учебной работы студентов в малых группах.
Возможно множество вариантов организации групповой работы, в зависимости от типа выполняемого задания.
Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи» (Кузнецова И.В.).
Нами были проведены уроки, где ведущим методом обучения является учебное сотрудничество. Например:
Технологическая карта урока
Тема урока: Динамика свободных колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. (2 часа)
Цели урока: Учащиеся должны: 1. Давать определения понятиям: «вынужденные и свободные колебания», «циклическая частота», «период колебаний», «амплитуда колебаний», «точка поворота», «резонанс». 2. Объяснять причины возникновения колебательного движения и определять от каких величин зависит амплитуда колебаний.
Воспитательное воздействие урока: способствовать развитию чувства взаимоподдержки и взаимопомощи, умениям общаться и сотрудничать.
Развивающее воздействие: создать условия для развития навыков ключевых компетенций и устной речи.
Оснащение урока: Тест для актуализации знаний, задания группам, тест для проверки уровня усвоения знаний, учебники «Физика – 10», учебные раздаточные материалы в комплекте, листы ватмана, фломастеры, ножницы, клей бумажный.
Ведущий метод обучения: Учебное сотрудничество.
Ход урока
Этапы и время урока Деятельность педагога Деятельность учащихся
Организационно-мотивационный этап.10 минут 1.Приветствует учащихся и высказывает пожелание плодотворной работы.
2. Объявляет тему урока и раскрывает обучающие цели.
3. Выдаёт задания тестовой формы для актуализации опорных знаний
4. Обобщает опорные знания. 1. Слушают и осмысляют цели предстоящего занятия.
2. Выполняют задания в тестовой форме.
3. Участвуют в беседе при обобщении знаний учителем.
Работа по усвоению новых знаний. 50 минут. 1.Распределяет учащихся по малым группам.
2. Выдаёт задания группам и комплекты учебных материалов.
3. Уточняет задачи групп.
4. Напоминает о правилах работы в команде.
5. Наблюдает за работой команд, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся.
6. Организует презентацию результатов работы команд (до 20 минут).
7. Слушает и анализирует результаты, готовится к подведению итогов работы 1. Распределяются по группам.
2. Слушают педагога, читают и усваивают учебные задачи.
3. Работают в команде по выполнению задания (30 минут).
4. Готовятся к презентации результатов своей деятельности.
5. Осуществляют презентацию.
6. Слушают презентацию других команд, задают вопросы.
7. Обмениваются мнениями по результатам работы.


Проверка степени усвоения учебного материала. 10 минут.

1. Раздаёт индивидуальные задания в тестовой форме.
2. Наблюдает за работой учащихся.
3. Озвучивает эталоны ответов.
4. Собирает выполненные задания, анализирует.
1. Индивидуально выполняют задания тестовой формы.
2. Слушают эталонные ответы и отмечают правильно выполненные.
3. Подсчитывают коэффициент усвоения и проставляют оценки.
4. Сдают преподавателю выполненные индивидуальные задания.
Рефлексия деятельности. 10 минут. 1. Предлагает учащимся заполнить оценочные листы урока.
2. Оценивает деятельность учащихся и подводит общий итог урока.
3. Предлагает домашнее задание.
4. Собирает оценочные листы.
5. Благодарит учащихся за работу.
. 1. Заполняют оценочные листы.
2.Слушают и осмысляют итоги урока.
3. Записывают домашнее задание.
4. Сдают учителю оценочные листы.

Другим активным методом является деловая игра и игра-экспромт.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается, совершенствуется самоуправление поведением.
Изучив педагогическую литературу и проводя деловые игры, как на уроках, так и во внеклассной работе, мы утверждаем, деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, разыгрывание ролей.
Нами активно проводятся во внеклассной работе деловые игры и игры-экспромты, такие как: «Приглашение к путешествию» и «Создай свое предприятие», «Кораблекрушение».
Например: Деловая игра «Создай свое предприятие» (по развитию ключевых компетенций)
Цель: создать условия для развития ключевых компетенций: умения работать в группе, общаться, делать выбор, планировать, распоряжаться временем, аргументировать свою позицию.
Форма: деловая игра
Содержание. При входе Вам были выданы номера. И мы просим занять места, согласно, своих номеров.
• Участники игры формируют группы.
Ведущий: Вы и Ваши единомышленники создали только что предприятие (фирму). Получите задание для вашей группы.
• Участники игры получают лист – задание.
В ходе обсуждения интересно наблюдать, при помощи каких аргументов участники пытаются убедить друг друга, какое мнение побеждает, сумел ли учащийся отстоять собственное убеждение. Когда команды закончили обсуждение, необходимо выслушать их версии.
При презентации участники других групп выступают в качестве членов регистрационной палаты и имеют право задавать вопросы. Завершив работу и презентацию своих предприятий, участники игры в группах заполняют предложенную анкету. Инструктор игры подводит итоги и благодарит участников.
Мы остановились только на некоторых формах и методах обучения. Список можно продолжить. Важным в этих методах представляется то, что они раскрывают возможность органического сочетания усвоения учебных, профессиональных знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций. Таим образом, можно сделать вывод, что уроки, использующие метод сотрудничества и внеклассные мероприятия дают большие возможности для развития ключевых навыков.

Категория: Компетенции | Добавил: kga-galina68 (2010-02-05)
Просмотров: 3575 | Рейтинг: 2.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]